Цифровая библиотека в Берлине или культурный код города

Год: 2014

Все началось с исследования темы вязания в архитектуре. Данный тренд становится очень популярной среди архитекторов и постепенно переходит из теории в практику.

Первые выводы преимуществ вязания или плетения в архитектуре звучали так:
-цельный массив сооружения
-высокая прочность при малом объеме
-экономия пространства
-экономия ресурсов
-экономия транспортировки материалов для строительства
-возможность создания структур с разными свойствами одним материалом

В поисках вдохновения мы икали аналогии в природе. В качестве ярких примеров можно взять жилище бобров, либо плетеное гнездо птиц. Материал жилищ как правило однороден и далеко за ним ходить не надо. Для строительства животным не нужны никакие чертежи. Они используют лишь простой набор элементарных правил, на который их запрограммировала природа. Тем не менее данный набор правил достаточно гибок и вариативен, результат никогда не повторяется. Поиск своего собственного набора простых правил, который бы мог целиком формализовать наш проект - вот та цель, которую мы стремились реализовать в нашем проекте.

Из достижений человеческой культуры на наш проект повлияли 2 истории, связанные с плетением. Первое - это Жаккардовый ткацкий станок. Первое в истории человечества программируемое устройство. В качестве ввода данных использовались перфокарты, которые позволяли контролировать каждую нить. Второе - это история связанная с программой Апполон. Вычислительных возможностей компьютеров 60-х годов прошлого века не хватало для такой комплексной задачи, как отправка человека на луну. Поэтому многие программы, буквально плелись вручную сотрудницами NASA из медных проводов и магнитных сердечников, содержащих биты информации.

"таким образом весь остов здания состоит из своего рода материализованных данных"

 

Далее мы стали подробнее знакомиться с существующими техниками плетения и вязания. Конечно же, большинство методик затрагивают двухмерное пространство. Причем в трехмерный мир они перебираться не спешат в силу сложных технологических решений для реализации замысла. Мы попытались собрать в одну табличку и классифицировать все подходы в вязании. Таким образом мы выделили 4 группы: плетение в одной плоскости, линейное плетение (либо замкнутая плоскость), псевдо-трехмерное плетение и, собственно, трехмерное плетение.

Трехмерное пространство дает возможность создавать неограниченное количество пространственных структур. Заниматься поиском оптимальной структуры на данном этапе не имеет смысла, так как все упирается в потенциальный технологический процесс трехмерного вязания. В силу дефицита времени мы не стали продумывать ни технологию трехмерного вязания, ни заниматься поиском подходящих материалов. Мы сконцентрировались на смысловой и визуальной составляющей вопроса.

Параллельно с исследованием вопроса плетения зданий мы занимались поиском общей концепции для нашего проекта. Нам хотелось, чтобы архитектура не была исключительно авторским жестом, а ее контекстуальность не заключалась лишь в сомасштабности или попыткам подражать к окружающей застройке. Мы занимались поиском подходящих данных в округе, которые могли бы сформировать геометрию и структуру здания целиком. Поэтому мы в качестве темы взяли цифровую библиотеку, которая посвящена известнейшим культурным деятелям Берлина. С этого момента мы занимались поиском решений как с помощью архитектурного приема отразить культурный код немецкой столицы.

В процессе был составлен список из более чем 100 знаменитостей, которые жили в Берлине. В список входили известные ученые, музыканты, актеры, политики и множества других профессий. По каждой персоналии мы нашли информацию об адресе проживания и количеству лет проживания. Все эти данные нам было необходимо превратить в цифры, влияющие на морфологию нашего сооружения. Цифры должны соответствовать культурному вкладу каждого из списка. Но как подсчитать культурный вклад? Тем более, как вообще можно сравнивать между собой скажем вклад музыкантов и вклад химиков? Неразрешимая на первый взгляд задача решилась несложным и способом.

Была разработана своя методика подсчета. В качестве базовой цифры взят результат из Google. При одинаковых настройках поиска, в немецко-язычном сегменте интернета вводится имя интересующего человека. Количество найденных страниц и есть базовая цифра. Чем больше статей или упоминаний данного человека находит google на просторах интернета, тем выше его культурный вклад. Но далеко не каждый из списка прожил всю жизнь в Брелине. К примеру, Марлен Дитрих получила известность только лишь после отъезда из Берлина. Кто-то, наоборот, свои самые плодотворные годы провел в столице. Итак, наша методика предполагала подсчет коэффицинта, который высчитывался отношением "продутктивных" лет и лет, прожитых в Берлине. Затем базовое число google перемножалось на коэффициент и мы полуали удельный вес культурного вклада каждой персоны из списка.

Получились довольно интересные результаты. Например известный чешский поэт Франц Кафка прожил в Берлине не более года. Но, несмотря на малый коэффициент проживания это не помешало ему набрать больше очков многих коренных берлинцев. Многие промышленники, на которых держится современная экономика города почти не набрали никаких очков, в то время как актеры из кабаре чувствуют себя более уверенно по числу набранных баллов. Больше всего очков набрал Роберт Кох - известнейший немецкий микробиолог. Если в нашей стране он не так известен, то в Германии в каждой немецкой деревне есть улица в его честь, тысячи немецких школ носят его имя. Так как поиск проводился в немецком сегменте интернета, то результат предсказуем.

Далее мы составили "культурную" карту Берлина. К адресу проживания мы прикрутили число культурного вклада, которое определяет площадь окружности.

Мы разделили всех деятелей на 2 условные группы: искусство и наука. Далее, с помощью аддона Кенгуру мы запустили процесс взаимного притяжения и "упаковывания" всех окружностей (видео) в каждой из группы. Дальнейшее формообразование здания производилось на основе образовавшихся "упакованных" окружностей в сочетании с прямоугольными границами участка. Получившийся узор стал набором вспомогательных линий (wireframe) для зонирования внутренних пространств.

Итоговый объем представляет собой слоеный пирог вывернутых в определенных местах наизнанку плоскостей, которые в реальности топологически остаются единой плоскостью. В здании нет привычных перегородок или перекрытий, весь объем это скорее совокупность сообщающихся сосудов.

Вернемся к теме вязанной структуры здания. Как я уже писал на проект повиляли такие изобретения как Жаккардовый ткацкий станок и первые прототипы оперативный памяти на компьютерах. Перфорированные карты ткацкого станка можно воспринимать как прообраз бинарного кода. Там, где есть отверстие - это единица, там, где его нет - ноль. Комбинация нулей и единиц задает паттерн конечного изделия. Данный подход мы решили перенести в наш проект, когда бинарный код является шифром, превращающим текстовую информацию в плетеную структуру.

Таким образом весь остов здания состоит из своего рода материализованных данных. Научные труды, монографии, статьи, литературные произведения известных берлинцев закодированы в стенах сооружения. Плетеная структура хорошо устойчива в пространстве и пропускает много света внутрь.