Храм трех религий
Год: 2015
Местоположение: Мансфельд, Германия
Статус: концепция
Данный проект является логическим продолжением исследования фрактальных орнаментов, где рассказывается зачем декор необходим в современной архитектуре. В данном же тексте перейдем к проекту храма трех религий.
Если пронаблюдать тенденции современного храмового зодчества (не будем брать в расчет историзм), то в целом вектор его развития соответствует моде в мирской архитектуре. Основной прием - упрощение, когда выделяются и сохраняются только основные канонические качества архитектуры храма. Эти тенденции касаются, в основном, западного христианского мира - католической и протестантской церкви. Если в таком храме убрать всю символику, указывающую на принадлежность к религии, то станет довольно сложно понять где ты находишься, то ли в музее, то ли в другом общественном сооружении. Разницы почти нет. Поэтому главная проблема в современном храме - потеря идентичности сакрального пространства. На нет сходят традиции и индивидуальность.
Сегодня мы наблюдаем зарождающийся импульс развития нового ветка декоративного искусства в архитектуре. Именно переосмысленная орнаментика способна переломить тренд обезличивания и потери идентичности.
"Предельный минимализм экстерьера отказывается от наследия храмовой типологии каждой из культур. Абсолютно идентичные кубы призваны подчеркнуть равнозначность религий"
Перейдем к проекту. Участок для проектирования находится в городке Мансфельд, Германия. Участок расположен среди старой застройки и имеет довольно сложную продолговатую конфигурацию, на котором было необходимо разместить церковь синагогу и мечеть.
Фактически задача состоит в попытке объединить несовместимое. Перед началом процесса проектирования сама идея храма трех религий ставит перед архитектором множество этических вопросов. Должны ли храмы быть единым объемом или же разделены/полуразделены? Какими архитектурными средствами возможно наладить общение между общинами и предотвращать конфликты? Как высказать индивидуальность каждой религии и при этом сделать так, чтобы ни один храм не тянул одеяло на себя? К какой конкретно конфессии будет посвящена, к примеру, христианская церковь: православию, протестантизму или католичеству? Мечеть будет суннитская или шиитская? И множество других вопросов, которые только подогревают интерес к проекту.
Проектное решение предлагает создать три отдельно стоящих кубических объема, расположенных на стилобате, внутри которых располагается общее пространство. В каждый храм можно попасть как с улицы, так и из стилобатной части. Предельный минимализм экстерьера отказывается от наследия храмовой типологии каждой из культур. Абсолютно идентичные кубы призваны подчеркнуть равнозначность религий. Отсутствие всякой символики снаружи также сделано намерено. Новый посетитель не знает в какой храм он попадет, что подталкивает его случайным образом поближе познакомиться с другой религией и культурой.
Внутренне пространство каждого куба составляет 12*12*12 метров. В каждой из трех религий число 12 имеет свое значение. 12 апостолов у христиан, 12 имамов у мусульман, 12 израильских колен у иудеев. По задумке внутреннее пространство храмов является межконфессиональным в рамках одной религии. Храмы могут арендоваться под различные религиозные обряды (баптизм, свадьбы) и религиозные образовательные семинары. В стилобатной части храма расположено общее пространство для всех желающих посвященное теологическим межрелигиозным дискуссиям.
По сравнению с монотонностью внешних фасадов, интерьер, напротив, аутентичен в каждом случае.
По истории храмового зодчества сегодня мы изучаем историю архитектуры. В средние века храм олицетворял сосредоточение последних на тот момент художественных практик, актуальной архитектуры, новейших строительно-инженерных технологий. Проектирование храма для архитектора было высокой честью и очень амбициозной задачей. Хотелось бы, чтобы подобное подход сохранялся и в наши дни.
Больше о проекте можно прочитать в blog.